Кроме самого заявления необходимо собрать комплект документов:
Также следует подготовить доверенность на сотрудника, который будет подавать документы на регистрацию ККМ в обособленном подразделении.
Следует помнить, что перечень документов является исчерпывающим. Так, неправомерно требовать от компании или обособленного подразделения предоставить договор аренды помещения или свидетельство о праве собственности или предъявлять какие-либо иные условия, не установленные законодательно. Такой вывод подтверждает и Минфин (письма от 10.02.2010 N 01-02-03/03-41, от 11.08.2009 N 03-01-15/8-406).
После документальной проверки в согласованное время и в согласованном месте представитель налоговой службы осуществляет внешний осмотр (Приказ Минфина РФ от 10.03.2009 N 19н "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по регистрации в установленном порядке контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации").
При осмотре контрольно-кассовой техники специалисту структурного подразделения, ответственного за исполнение государственной функции, следует убедитьсяв исправности контрольно-кассовой техники, а также осуществить следующие действия:
После осмотра контрольно-кассовой техники проводится ее фискализация. При фискализации контрольно-кассовой техники вводится пароль доступа к фискальной памяти, проверяется работа всех счетчиков и наличие необходимых реквизитов на кассовом чеке, отпечатывается чек на сумму 1 рубль 11 копеек и снимается первый Z отчет. Данные документы вместе с заявлением о регистрации контрольно-кассовой техники хранятся в территориальном налоговом органе в течение 5 лет.
После фискализации специалистом структурного подразделения, ответственного за исполнение государственной функции, и пользователем (уполномоченным лицом) подписывается акт о переводе показаний суммирующих денежных счетчиков на нули и регистрации контрольных счетчиков контрольно-кассовой машины.
Отметки о регистрации, перерегистрации и снятии ККМ с регистрации в налоговом органе делаются в паспорте ККМ. В целом, порядок регистрации ККМ в структурном подразделении совпадает с порядком, установленном для компании в целом.
Вместе с тем, следует обратить внимание на то, что в соответствии с вышеуказанным Административным регламентом имеются случаи, когда налоговые органы отказывают в регистрации ККМ:
При заполнении новой формы заявления (приказ ФНС России от 21.11.2011 № ММВ-7-2/891), указываются, в частности, сведения о регистрационном и заводском номерах кассовой техники. Поэтому во избежание необоснованных отказов в регистрации следует также указывать данные номера. Кроме того, новая форма, действующая с 2012 года, имеет ряд дополнений, которые необходимо указывать в самой форме:
Также из негативных последствий изменений также можно назвать невозможность регистрации нескольких ККТ по одному заявлению. Поэтому компании могут столкнуться с проблемами необходимости заполнения новых бланков и необходимостью внесения в них дополнительной информации.При регистрации ККТ могут возникнуть и иные проблемы, решаемые в судебном порядке.
Основные ошибки обособленных подразделений
Некоторые ошибки могут быть связаны с введением новой формы заявления. Например, обособленное подразделение может столкнуться с той проблемой, что заводской номер больше, чем число знаков в форме заявления. Относительно количества знаков заводского номера ЭКЛЗ следует отметить, что действующая нормативная правовая база не определяет требований к разрядности номера ЭКЛЗ. Вместе с тем, при вводе в автоматизированную систему налоговых органов реквизитов из заявления о регистрации ККТ возможно указание до 20 разрядов в заводском номере ЭКЛЗ, что полностью обеспечивает машиночитаемость формы заявления о регистрации ККТ (Письмо ФНС РФ от 03.04.2012 N АС-4-2/5537@).
Кроме того, обособленные подразделения неправильно могут заполнять в заявлении графу «пользователь», указывая наименование структурного подразделения. Однако пользователь - это лицо, применяющее контрольно-кассовую технику при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт с покупателем (клиентом) при продаже товаров, выполнении работ или оказании услуг. Пользователем ККМ может являться и организация, и индивидуальный предприниматель. Также заполняется и первая страница заявления о регистрации ККМ. При заполнении заявления о регистрации ККТ на странице 1 заявления в поле "наименование, Ф.И.О. пользователя" указывается полное наименование организации, соответствующее наименованию, указанному в учредительных документах. Поэтому также не следует указывать название обособленного структурного подразделения.
Судебные риски, связанные с регистрацией ККМ
Заявление о регистрации контрольно-кассовой техники, подлежащей применению обособленным подразделением пользователя, представляется им в налоговый орган по месту нахождения данного подразделения. К заявлению прилагаются паспорт контрольно-кассовой техники, подлежащей регистрации, и договор о ее технической поддержке, заключенный пользователем и поставщиком (центром технического обслуживания). Налоговый орган не позднее 5 рабочих дней с даты представления заявления и необходимых документов регистрирует контрольно-кассовую технику путем внесения сведений о ней в книгу учета контрольно-кассовой техники (далее - книга учета). При этом перерегистрация в налоговых органах и дальнейшая эксплуатация контрольно-кассовой техники, исключенной из Государственного реестра, с неистекшим нормативным сроком амортизации допускается исключительно для контрольно-кассовой техники, ранее применявшейся. В иных случаях в перерегистрации ККМ может быть отказано. В качестве примера из судебной практики можно назвать Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.06.2008 N А33-13959/07-Ф02-2351/08 по делу N А33-13959/07. В целом, без регистрации обособленным подразделением контрольно-кассовых машин, невозможно ее применение. Подобный вывод сделан, в частности, в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 17.02.2011 по делу N А19-14700/10. Суд отказал в удовлетворении требования о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к ответственности за осуществление наличного денежного расчета без применения контрольно-кассовой техники и без выдачи по требованию покупателя документа, подтверждающего прием денежных средств за товар, поскольку установлено, что контрольно-кассовый аппарат снят с регистрации в налоговом органе. Аналогичный вывод сделан в Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 16.06.2010 N Ф03-3840/2010 по делу N А73-15056/2009. Состав правонарушения также формирует использование ККМ, зарегистрированной за другим юридическим лицом (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 13.09.2011 по делу N А03-15891/2010).
Положительным моментом из судебной практики можно назвать тот факт, что применение поставщиком при расчетах за товар не зарегистрированной в налоговых органах ККТ не может влечь неблагоприятных налоговых последствий для покупателя товаров (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 19.04.2012 по делу N А52-1846/2011).
Еще одним видом рисков, связанных с применением ККМ, является необоснованный отказ в регистрации:
- Если общество не состоит на налоговом учете в иных налоговых органах, в частности, по месту осуществления деятельности или месту нахождения обособленного подразделения, то отказ налогового органа в регистрации ККТ общества является неправомерным (Постановление ФАС Уральского округа от 24.05.2007 N Ф09-3854/07-С1 по делу N А47-10120/06);
- Если срок амортизации контрольно-кассовых машин не истек, то отказ в регистрации неправомерен (Постановление ФАС Московского округа от 24.05.2006 N КА-А40/4359-06 по делу N А40-36726/05-116-300).
Таким образом, исходя из судебной практики, возможно выделить такие риски, как использование ККМ без регистрации и неправомерный отказ налоговых органов в регистрации ККМ.
Рекомендации обособленным структурным подразделениям
Прежде всего, следует рекомендовать не тянуть с регистрацией ККМ в обособленном структурном подразделении, ведь в случае нерегистрации предусмотрена ответственность на основании ч. 2 ст. 14.5 Кодекса об административных правонарушениях. Согласно норме данной статьи нерегистрация в налоговой ККМ влечет предупреждение либо административный штраф в размере от 3000 до 4000 руб. для индивидуальных предпринимателей и от 30 000 до 40 000 руб. - для организаций. При этом компания не может просто передавать кассовые аппараты структурным единицам без регистрации в ИФНС по месту нахождения соответствующих обособленных подразделений. Соответствующую передачу также внутри организации необходимо оформить распорядительным актом.
По возможности, обособленные структурные подразделения могут воспользоваться возможностью регистрации ККМ в электронном виде. Программное обеспечение ввода и формирования файла в формате передачи данных заявления о регистрации ККТ (КНД 1110021) в соответствии с приказом ФНС России от 14.03.2012 N ММВ-7-6/155@ разработано и реализовано в программе "Налогоплательщик ЮЛ" (версия 4.29), размещенной на официальном сайте ФНС России в сети Интернет.
При заполнении заявления на регистрацию следует его несколько раз перепроверить перед подачей в налоговые органы. Ведь неправильное заполнение или отсутствие прилагаемых документов, могут служить формальным отказом. Компании следует отделять случаи, когда требуется и не требуется перерегистрация ККМ. Например, в случае если в процессе использования ККМ произошла замена марки-пломбы с одним номером на марку-пломбу с другим и причиной такой замены послужили основания, не связанные с изменением регистрационных данных ККМ, представление в налоговый орган заявления о таком изменении не требуется.
Шаг № 3. Подготовьте аппарат к осмотру и получите карточку регистрации ККТ
Если с документами все в порядке, работник ИФНС согласует с вами время для осмотра кассовой машины и ее фискализации (пробного запуска). О том, что эти процедуры пройдены, инспектор сделает соответствующую отметку в паспорте ККТ. Ее он заверит печатью ИФНС. После этого кассовый аппарат поставят на учет. Сотрудник инспекции выдаст вам карточку регистрации кассы и заверит ваш журнал кассира-операциониста. Одновременно с карточкой вам вернут паспорт ККТ и договор на техническую поддержку. Весь этот порядок действий есть в Административном регламенте, утвержденном приказом Минфина России от 29 июня 2012 г. № 94н (далее — Регламент). Всего у налоговиков есть пять рабочих дней с даты, когда они получили документы от компании.
Теперь кассовым аппаратом можно пользоваться. Но только по тому адресу, по которому он зарегистрирован. Например, если кассу будет использовать филиал, то регистрировать ККТ нужно в инспекции по местонахождению данной структурной единицы. При этом филиалы не вправе использовать кассовый аппарат, зарегистрированный на головной офис (и наоборот).
Эти документы надо приложить к заявлению о регистрации ККТ
Ниже мы назвали обязательный набор документов. Правда, порой инспекторы просят представить дополнительные бумаги, к примеру, договор аренды помещения, где будет установлена ККТ. Но такие требования незаконны.
1. Паспорт ККТ, полученный при покупке кассовой машины.
2. Договор на техническую поддержку контрольно-кассовой техники.
3. Доверенность на имя того, чья подпись стоит в заявлении. Это если документ визирует не руководитель организации, а, к примеру, главный бухгалтер. В таком случае лучше сделать несколько экземпляров доверенности, так как один из них налоговики могут забрать. Шаблон Доверенности скачать можно здесь. (ЗДЕСЬ ПРЯМАЯ ССЫЛКА НА СКАЧИВАЕМЫЙ ФАЙЛ)
Какие документы по ККТ должны быть в компании
Чтобы работать с ККТ, нужно постоянно оформлять ряд специфических документов. Подробно все эти требования расписаны в двух нормативных актах: Положении о порядке ведения кассовых операций № 373-П (утверждено Банком России 12 октября 2011 г.), Типовых правилах (утверждены Минфином России 30 августа 1993 г. № 104). Итак, вы зарегистрировали технику в инспекции. Когда будете вводить ее в эксплуатацию, составьте акт по форме № КМ-1, утвержденной постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132. Акт составьте в двух экземплярах. Один из них передайте в ЦТО, а второй оставьте у себя.
Повторим еще раз, у вас в наличии должны быть:
Как поступать с расходами на ККТ, ее ремонт и техобслуживание
Вообще кассовая техника отвечает критериям основного средства. Поэтому она есть в соответствующей Классификации в составе четвертой амортизационной группы. Так что если аппарат обошелся вам дороже 40 000 руб., его стоимость списывайте через амортизацию. При этом срок полезного использования установите свыше пяти лет до семи лет включительно.
А вот расходы на покупку ККТ в сумме 40 000 руб. и меньше учитывайте единовременно. Основание — подпункт 3 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса РФ.
Теперь про ремонт и техобслуживание. Во время эксплуатации кассовой техники ее будут постоянно проверять специалисты ЦТО на предмет, исправна ли она. Эти плановые осмотры проводят ежегодно (в январе-феврале). Таково требование абзаца 9 пункта 7 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июля 1993 г. № 745.
Расходы на техобслуживание касс прямо не упомянуты в главе 25 Налогового кодекса РФ. Есть два варианта, как учесть такие траты при расчете налога на прибыль. Первый: в составе материальных расходов согласно статье 254 кодекса. Второй: в составе прочих расходов на основании статьи 264 кодекса.
Выбранный способ закрепите в учетной политике для целей налогообложения (п. 4 ст. 252 Налогового кодекса РФ). Но при любом из них расходы можно учесть целиком и сразу. Естественно, мы подразумеваем метод начисления.
Что касается ремонта, то чинить кассовые аппараты может опять же только ЦТО. Всю потраченную на ремонт сумму списывайте сразу в составе прочих расходов. В том периоде, когда выполнили работы.
С входным НДС никаких особенностей нет. Всю сумму НДС, предъявленную при покупке аппарата продавцом либо в сумме оплаты за ремонт ЦТО, можно принять к вычету. Тут действуют общие правила статей 171 и 172 Налогового кодекса РФ.
По каким правилам работать с кассовой техникой
К работе на ККТ можно допускать только сотрудников, с которыми ваша компания заключила договор о полной индивидуальной материальной ответственности. Это важно, иначе в случае недостачи налички в кассе взыскать ее с работника будет проблематично. Теперь расскажем по порядку.
В начале каждой смены кассиру-операционисту нужно выдать ключи от кассовой кабины и ключи от привода кассовой машины и от денежного ящика. Не забудьте снабдить кассира необходимыми расходными материалами: чековой и контрольной лентами, лентой для печатающего устройства, чистящими средствами, а также разменными монетами и купюрами. А руководитель организации (заместитель руководителя, заведующий секцией) пусть в начале контрольной ленты напишет и заверит подписью:
Те же данные, только уже с датой и временем окончания работы, тот же руководитель должен написать на контрольной ленте в конце дня, когда он извлечет эту использованную ленту из ККТ и снимет показания счетчиков. Плюс ко всему там же надо написать сумму дневной выручки.
Показания счетчиков на конец дня заносятся в журнал кассира-операциониста по форме № КМ-4. По показаниям счетчиков на начало и конец дня определяется сумма выручки за день. Эта сумма должна соответствовать сумме денег, сданных кассиром-операционистом.
Вообще, правил, которых должен придерживаться кассир-операционист, много. Чтобы ему было проще запомнить, что можно, а что нельзя делать, выдайте памятку, которую мы подготовили (см. ниже). Если потребуется, вы можете вырезать ее из журнала. Ниже мы привели схему действий на случай возврата денег покупателю.